BelNET logo

Электронный портал ядерных знаний Республики Беларусь

Belarusian Nuclear Education and Training Portal - BelNET

eng

rus

Материал портала ядерных знаний BelNET
статья/документ по запросу ресурса "6292"
2025-05-14
Атомная энергетика как инструмент политического влияния
Барткевич А.Р.

В структуре мирового энергобаланса доля атомной генерации составляет 9%, существенно уступая показателям угольной (36%) и газовой (22%) энергетики. Однако в условиях климатического кризиса и глобальной декарбонизации ядерные технологии вновь приобретают стратегическое значение, о чем свидетельствует рост инвестиционной активности крупных корпораций и финансовых институтов.

Будучи не только важнейшим элементом низкоуглеродной энергосистемы, источником масштабируемой базовой нагрузки, ядерная энергетика является одним из главных инструментов "мягкой" силы и политического влияния на арене геополитического соперничества.

Лидерство в данной отрасли в настоящее время принадлежит России и Китаю. Так, российский «Росатом» контролирует 45% строящихся атомных реакторов и 70% мирового экспорта соответствующих технологий. Оба государства предлагают развивающимся странам комплексные решения (полный цикл услуг "под ключ"), включая льготное финансирование, что создает устойчивые отношения технологической и экономической зависимости.

В то же время западные страны утратили свои позиции в атомной энергетике вследствие отсутствия единой стратегии, политической разобщенности и чрезмерной зависимости от колебаний общественного мнения. В данном контексте представляет особый интерес доклад «Harnessing the Power of the Atom», в котором проводится комплексный анализ упущенных возможностей западных стран и предлагаются конкретные меры по восстановлению конкурентоспособности в условиях глобального противостояния различных политических систем.

В одноименной статье «Harnessing the Power of the Atom» отраслевого издания Nuclear Engineering проводится краткий обзор исследования. Русскоязычную версию статьи читайте ниже, в Подробнее.

Загрузить:
Nuclear Engineering International - Logo.jpg28096image/jpeg2024-09-10 10:08:02

Использование энергии атома

Согласно новому докладу, подготовленному по заказу Общества Генри Джексона (Henry Jackson Society), доминирование авторитарных режимов в ядерной сфере стало эффективным инструментом «мягкой» силы, поставив западные страны в положение отстающих. Для противодействия этой тенденции в исследовании под названием «Использование энергии атома» («Harnessing the Power of the Atom»), авторами которого выступили доктор Тео Зену и Томас Мансон, предлагается создать западную инициативу «Атом для демократии». Эта мера, по их мнению, позволит обеспечить энергетическое будущее Запада и ослабить влияние Китая и России на глобальный ядерный рынок.

Упущенные возможности ядерной энергетики

В докладе проводится сравнение между ранними перспективами западных ядерных технологий, рассматривавшихся в 1950–1960-х годах как революционное достижение, и современным состоянием отрасли. Авторы отмечают, что сегодня лишь 9% мировой электроэнергии вырабатывается на АЭС, тогда как на уголь приходится 36%, а на природный газ — 22%. Даже в качестве низкоуглеродного источника ядерная энергия уступает гидроэлектростанциям, обеспечивающим 14% мирового производства. Такой расклад свидетельствует о постепенном отказе от атомной энергетики после резонансных аварий на Три-Майл-Айленд, Чернобыльской АЭС и Фукусиме, что привело к свёртыванию программ в США и Великобритании, закрытию станций в Германии и Японии и полному запрету в Италии. Авторы считают это серьёзной ошибкой, учитывая статистику безопасности: даже с учётом всех известных инцидентов ядерная энергетика остаётся менее опасной не только по сравнению с углём и нефтью, но и с газом, гидроэнергетикой и ветрогенерацией. Суммарное число прямых и косвенных жертв, связанных с атомной энергетикой, оценивается менее чем в 100 случаев, тогда как только аварии на нефте- и газопроводах унесли свыше 4000 жизней.

Отмечено, что события вроде Чернобыля и Фукусимы породили устойчивые общественные опасения, активно эксплуатируемые массовой культурой — достаточно вспомнить Гомера Симпсона и вымышленную Спрингфилдскую АЭС. Однако, как подчёркивается в докладе, климатический кризис изменил приоритеты. Достижение углеродной нейтральности и предотвращение экологической катастрофы требуют включения атомной энергетики в энергобаланс, поскольку возобновляемые источники не способны в одиночку покрыть мировые потребности. В отличие от них, ядерная энергия обладает таким потенциалом.

В настоящее время правительства разных стран активно строят современные АЭС, крупные банки обязались финансировать трёхкратное увеличение мощностей к 2050 году, а технологические гиганты — от Amazon до Microsoft — рассматривают атомную энергию как источник питания центров обработки данных для обслуживания искусственного интеллекта. В свете этих тенденций авторы призывают к пересмотру энергетической политики в отношении ядерных технологий.

Доминирование авторитарных режимов

Хотя первый ядерный реактор, вырабатывающий электричество, был запущен в США в 1951 году, а первая гражданская АЭС открылась в Великобритании в 1956 году, сегодня Запад утратил лидирующие позиции в этой отрасли. Согласно докладу, Россия и Китай в настоящее время контролируют глобальный рынок ядерной энергетики. Авторы подчеркивают, что за последние пять лет все новые проекты строительства атомных реакторов были инициированы либо Россией, либо Китаем.

Особое внимание в докладе уделяется доминированию России и госкорпорации «Росатом», которая курирует около 45% всех строящихся в мире реакторов, включая проекты в Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Азии. «Росатом» действует как универсальный поставщик, предлагая готовые решения «под ключ» — от проектирования и строительства АЭС до поставок топлива, технического обслуживания, модернизации и обучения персонала. Цифры свидетельствуют о лидерстве России: на её долю приходится 70% мирового экспорта ядерных технологий, что оценивается в 200 млрд долларов. Кроме того, Россия контролирует 46% мирового рынка обогащения урана, что усиливает её влияние на всю цепочку поставок в атомной отрасли.

«Росатом» также предлагает выгодные финансовые условия, включая долгосрочные кредиты, низкие процентные ставки и гибкие графики погашения. Например, 90% стоимости строительства АЭС «Руппур» в Бангладеш финансируется за счет российского кредита с погашением в течение 30 лет, десятилетней отсрочкой платежей и процентной ставкой не выше 4%. Даже после вторжения в Украину и введения санкций экспорт российских ядерных технологий, включая топливо, превысил 1 млрд долларов, что свидетельствует о незаменимости России в области эксплуатации атомных электростанций.

Тем временем Китай стремительно наращивает свои мощности. Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC) становится серьёзным конкурентом «Росатому». Коммунистическая партия Китая поставила перед CNNC цель построить 150 новых реакторов в течение следующего десятилетия — это больше, чем все остальные страны мира вместе взятые ввели в эксплуатацию за последние 35 лет. По состоянию на 2024 год все показатели свидетельствуют о том, что Китай достигнет намеченных целей. Согласно стратегии инвестиций в 440 млрд долларов, ядерная энергетика занимает центральное место в плане энергоперехода страны, направленном на достижение углеродной нейтральности к 2060 году. Однако CNNC также активно осваивает зарубежные рынки, поставляя реакторы в страны Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки в рамках инициативы «Belt and Road» и предлагая привлекательные финансовые условия.

Китай также демонстрирует технологическое лидерство, инвестируя в разработку малых модульных реакторов (ММР) и введя в 2023 году в эксплуатацию первый в мире реактор IV поколения. Кроме того, CNNC планирует начать строительство первой в мире ториевой АЭС в пустыне Гоби уже в этом году, с вводом в эксплуатацию к 2030 году.

Помимо экономической выгоды, доклад отмечает, что ядерная энергетика служит инструментом «мягкой силы» для России и Китая, усиливая их политическое влияние. Гражданский атомный экспорт используется как элемент «ядерной дипломатии», позволяющий расширять сферу геополитического воздействия. «Росатом» выступает проводником интересов российского государства, тогда как китайские государственные СМИ открыто заявляют, что ядерная энергетика для CNNC — не просто источник энергии, но и важный элемент стратегического могущества, механизм гражданско-военной интеграции и «козырная карта» Китая в международной дипломатии.

Обе страны активно продвигают свои атомные технологии в странах Глобального Юга, где развивающиеся государства стремятся ускорить экономический рост и повысить уровень жизни. Для этого им необходимы стабильные и масштабные источники энергии, и если они намерены соблюдать цели устойчивого развития, то ядерная энергетика становится для них единственным вариантом. Однако сотрудничество с «Росатомом» или CNNC означает, что эти страны на десятилетия попадут в зависимость от России или Китая в вопросах эксплуатации и обслуживания своей ядерной инфраструктуры.

Где же Запад?

Ядерная дипломатия оказалась крайне успешной стратегией для России и Китая, однако, как подчёркивается в докладе, Запад проигрывает гонку за лидерство в атомной энергетике. Это не только экономическая, но и политическая катастрофа. Позволяя России и Китаю доминировать на рынке ядерных технологий, Запад упускает колоссальные финансовые возможности в условиях стремительно растущего глобального спроса. Атомная энергетика — это не просто климатическая необходимость, но и мощный драйвер экономического роста. Авторы доклада задаются вопросом: действительно ли Запад готов отказаться от этого потенциала и позволить авторитарным режимам монополизировать отрасль? Более того, в документе ядерные технологии представлены как потенциальное поле битвы между демократией и автократией.

Какой сигнал посылает вялая позиция Запада в атомной сфере? Доказывает ли это, что демократии способны действовать решительно и осваивать энергетику будущего? Или же, напротив, свидетельствует о неспособности демократических систем адаптироваться к новым вызовам, оставаясь в плену устаревших подходов?

Авторы утверждают, что автократии обладают преимуществом в развитии ядерной энергетики, поскольку могут игнорировать общественное мнение. Антиатомные настроения, неоднократно тормозившие подобные проекты на Западе, не оказывают существенного влияния на политику России и Китая. Кроме того, авторитарные режимы способны реализовывать долгосрочные стратегии, опираясь на государственные ресурсы. Доклад делает тревожный вывод: если страны Глобального Юга придут к выводу, что лишь автократии способны эффективно развивать атомную энергетику, это поставит под угрозу будущее демократии в мировом масштабе. Чтобы доказать жизнеспособность демократической модели, Западу необходимо продемонстрировать, что демократии также могут успешно осваивать атомные технологии и конкурировать на глобальном уровне.

При этом у Запада есть все возможности для успеха в этой гонке. Научный потенциал, промышленные мощности, передовые компании и инновационные стартапы в атомной отрасли никуда не исчезли. Финансирование также доступно: в октябре 2024 года крупнейшие банки, включая Goldman Sachs, Bank of America и Morgan Stanley, объявили о готовности вкладывать средства в развитие ядерной энергетики. Однако, как отмечается в докладе, Западу не хватает главного — стратегического видения, политической воли для реализации амбициозных планов и скоординированных действий для их воплощения. Тем не менее, ситуация не безнадёжна. Альтернатива существует, но для её реализации требуется решимость и единство действий.

"Атом во имя мира" – "Атом во имя демократии"

Вдохновляясь программой Дуайта Эйзенхауэра "Атом для мира", в рамках которой США заключали партнёрства с другими странами под эгидой ООН, авторы доклада призывают к аналогичной инициативе – "Атом для демократии". Снова под руководством США Запад мог бы объединиться вокруг общей стратегии развития ядерной энергетики. В документе подчёркивается, что президент Трамп должен проявить лидерство в этом вопросе, следуя по стопам одного из своих выдающихся предшественников.

Программа Эйзенхауэра привела к созданию Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и позволила таким странам, как Пакистан, Турция, Иран и Израиль, развивать собственную атомную энергетику. Однако, распространяя ядерные технологии, США одновременно продвигали свои геополитические интересы. Это была эпоха холодной войны, и Вашингтон боролся за глобальное доминирование с Советским Союзом. Как отмечается в докладе, "Атом для мира" стал образцом эффективного применения "мягкой силы". Хотя к 1970-м годам интерес к атомной энергетике в США угас, а вместе с ним и популярность программы, сегодня, спустя более 70 лет, она вновь обретает актуальность. Ядерные технологии могут сыграть ключевую роль в новой холодной войне.

Авторы утверждают, что пришло время адаптировать "Атом для мира" к реалиям XXI века, чтобы противостоять России и Китаю и вернуть утраченные позиции на мировом рынке ядерных технологий. Обновлённая инициатива должна не только обеспечивать доступ к чистым и надёжным источникам энергии, но и укреплять демократические ценности, предлагая альтернативу авторитарным моделям. В условиях, когда Москва и Пекин используют атомную энергетику как инструмент политического влияния, Западу необходимо действовать стратегически – сочетая технологическое лидерство, экономические стимулы и дипломатическую гибкость. Только так демократии смогут доказать свою способность не просто конкурировать, но и задавать стандарты в глобальной энергетической гонке.

Восстановление западного лидерства в ядерной сфере

Обосновав необходимость разработки программы «Атом для демократии» под руководством США, авторы предлагают ряд рекомендаций по её реализации.

Прежде всего, Соединённые Штаты должны вновь создать координирующую организацию, ориентированную на развитие ядерной энергетики. В качестве рабочего названия предлагается «Атом для демократии». США следует пригласить к участию в этой организации демократические страны, обладающие технологическими и промышленными возможностями, такие как Великобритания, Япония, Франция, Южная Корея и Канада. Частные компании этих государств, включая Westinghouse, GE-Hitachi и EDF, а также крупные технологические корпорации, такие как Google, Meta, Microsoft и Amazon, также должны быть вовлечены в работу организации. Все эти предприятия получат значительные выгоды от участия, поскольку это откроет для них новые возможности на рынках стран Глобального Юга. Кроме того, технологические гиганты располагают существенными инвестиционными ресурсами.

Для эффективной работы «Атом для демократии» необходим сильный лидер. Члены организации должны согласовать кандидатуру генерального директора, которым может стать бывший глава государства, министр иностранных дел, руководитель международной организации или известный предприниматель, увлечённый развитием ядерной энергетики. Первой задачей этого руководителя станет формирование синергии между странами-участницами и корпорациями. Ключевая цель — объединение ресурсов и повышение эффективности их использования. Авторы подчёркивают важность государственно-частного партнёрства и совместных предприятий, приводя в пример альянс GE-Hitachi, созданный американской General Electric и японской Hitachi. Ещё одним важным шагом должно стать обеспечение кредитных линий за счёт суверенных фондов и крупных банков. Размер взносов государств-участников должен соответствовать масштабам их экономик.

«Атом для демократии» также необходимо разработать убедительную стратегию коммуникации, демонстрирующую связь между ядерной энергетикой и демократическими ценностями, и активно продвигать её в международных СМИ, разъясняя, как демократический мир может помочь странам Глобального Юга в удовлетворении их энергетических потребностей. Организация должна проводить ежегодные саммиты по образцу успешных инициатив, таких как саудовский Future Investment Initiative, чтобы укреплять связи с развивающимися странами.

Кроме того, в отчёте утверждается, что «Атом для демократии» должна напрямую участвовать в тендерах на строительство АЭС в странах Глобального Юга. При поддержке государств и финансовых институтов организация сможет предлагать выгодные финансовые условия и побеждать в конкурсах. Успешная реализация проектов в ядерной энергетике позволит «Атому для демократии» вернуть значительную долю мирового рынка. А благодаря объединению ресурсов нескольких стран организация сможет действовать гораздо быстрее, чем если бы государства пытались конкурировать поодиночке.

Авторы признают, что такой план выглядит амбициозно, однако подчёркивают, что Запад должен предпринять такую попытку, ссылаясь на пример успешного многостороннего сотрудничества в рамках НАТО и Европейского союза. В отчёте упоминается американо-африканский саммит по ядерной энергетике, впервые проведённый в 2023 году по инициативе США с целью укрепления промышленного потенциала Африки за счёт атомной энергии. В результате этой инициативы США планируют построить малый модульный реактор в Гане, который также станет региональным учебным центром. Аналогичным образом, на саммите G7 в 2023 году США, Япония, Великобритания, Франция и Канада создали «Саппорскую пятёрку» (Sapporo 5 group) для укрепления глобальной цепочки поставок ядерного топлива и снижения зависимости от России. Авторы приходят к выводу, что, хотя эти шаги важны, они недостаточны. Чтобы вернуть лидерство в ядерной сфере, Западу необходимы решительные действия — создание организации наподобие «Атома для демократии», которая установит партнёрские отношения с развивающимися странами и предложит им ядерные решения. Государственно-частное сотрудничество по наращиванию ядерных мощностей должно быть развёрнуто быстро и стратегически, сопровождаясь масштабными инвестициями в передовые технологии для опережения конкурентов.

Даже несмотря на то, что нынешняя администрация США демонстрирует признаки отхода от международного сотрудничества, важность такой организации для обеспечения западного лидерства в ядерной энергетике очевидна и требует сильного руководства.

Как заключают авторы, Запад стоит на перепутье. Ядерная энергетика — это путь вперёд. У Запада есть технологии и специалисты, чтобы возглавить этот процесс — теперь необходима лишь политическая воля.

Вход, регистрация