Еврокомиссия представила стратегию полного отказа от российских энергоносителей к 2027 году Европейская комиссия опубликовала стратегию поэтапного прекращения импорта российских энергоносителей, включая трубопроводный газ, сжиженный природный газ (СПГ), нефть и ядерное топливо, с целевым сроком реализации к 2027 году. В настоящее время документ не содержит правовых механизмов для досрочного расторжения действующих долгосрочных контрактов с российскими поставщиками, однако соответствующие нормативные предложения ожидаются в ближайшие месяцы. Для вступления в силу инициатива должна быть одобрена Европейским парламентом и поддержана квалифицированным большинством стран-членов ЕС, что не предполагает требования полного единогласия. В рамках стратегии Еврокомиссия призвала государства-члены к концу 2025 года разработать национальные планы по сокращению закупок российской нефти, газа и ядерного топлива. В частности, странам ЕС рекомендовано воздержаться от заключения новых контрактов с Россией на поставку ядерного топлива и активизировать поиск альтернативных источников. По данным за 2024 год, Россия покрывала 23% потребностей ЕС в услугах по конверсии урана и 24% — по его обогащению. Комиссар по климату Дэн Йоргенсен пояснил, что предложенное регулирование импорта ядерного топлива де-факто будет означать введение налога или сбора. Даже в случае немедленной мирной сделки между Украиной и Россией для Евросоюза будет нецелесообразно вновь полагаться на российские энергоносители, приводит его словам Reuters. Еврокомиссия планирует ввести ограничения на заключение новых контрактов на поставку урана, обогащённого урана и других ядерных материалов российского происхождения при участии Агентства по снабжению «Евратом» (ESA) (которое отвечает за стабильное снабжение ядерными материалами в ЕС). В «Росатоме» критически отозвались о предлагаемых мерах, заявив, что подобные ограничения подорвут глобальную безопасность, стабильность и надёжность поставок урановых ресурсов, необходимых для развития ядерной энергетики. Тем не менее, в ЕК акцентируют, что стратегия направлена не только на снижение геополитических рисков, но и на ускорение энергоперехода, диверсификацию источников снабжения и поддержание ценовой стабильности на внутреннем рынке. Согласно последним данным годового отчета ESA, в 2023 году поставки природного урана для нужд атомной энергетики Европейского Союза характеризовались диверсификацией источников, при этом доля российского урана составила 23,4% от общего объема, что означает увеличение на 72,6% по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Данная динамика наблюдается вопреки официально заявленному курсу на сокращение зависимости от российских поставок, принятому после начала военных действий России против Украины в феврале 2022 года. Аналитики ESA связывают рост импорта российского природного урана с активным накоплением топливных запасов для реакторов типа ВВЭР российского производства, которые продолжают использоваться в энергосистемах нескольких государств-членов ЕС. На текущий момент в странах Европейского Союза находятся в эксплуатации 19 энергоблоков с реакторами ВВЭР, включая четыре реактора ВВЭР-1000 (мощностью 1000 МВт) в Болгарии и Чехии, а также пятнадцать реакторов ВВЭР-440 (мощностью 440 МВт) в Чехии, Финляндии, Венгрии и Словакии. Согласно оценкам ESA, совокупная потребность Евросоюза в природном уране достигает приблизительно 22% от мирового объема потребления. При этом свыше 91% всего импортируемого в ЕС природного урана поставляется из четырех стран-производителей: Канады, России, Казахстана и Нигера. |