BelNET logo

Belarusian Nuclear Education and Training Portal - BelNET

eng

rus

Material of portal nuclear knowledge BelNET
article / document resource request "6020"
2025-03-17
Белорусская делегация принимает участие в восьмом обзорном совещании Объединенной конвенции в МАГАТЭ: обмен опытом и выполнение международных обязательств
Барткевич А.Р.

17 марта 2025 года в штаб-квартире Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене (Австрия) стартовало восьмое обзорное совещание договаривающихся сторон Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (Объединенная конвенция). Мероприятие, которое продлится до 28 марта 2025 года, является важным этапом в выполнении международных обязательств стран в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

В состав белорусской делегации для участия в мероприятии вошли представители Госатомнадзора, Министерства иностранных дел, Департамента по ядерной энергетике Министерства энергетики, Белорусской АЭС, ГПО «Белэнерго», РУП «БелРАО», а также Объединенного института энергетических и ядерных исследований – «Сосны» НАН Беларуси. Делегацию возглавляет начальник Госатомнадзора Ольга Луговская.

В ходе восьмого обзорного совещания белорусская делегация примет участие в пленарных заседаниях и работе страновых групп. На заседаниях договаривающиеся стороны представят и обсудят национальные доклады о выполнении обязательств по Объединенной конвенции.

Обсуждение белорусского национального доклада запланировано на 20 марта 2025 года.

В рамках совещания будет рассмотрен Национальный доклад Беларуси о выполнении Конвенции за период с 2021 по 2024 годы (Восьмой Национальный доклад Республики Беларусь о выполнении обязательств по Объединенной конвенции; национальные доклады прошлых лет размещены в открытом доступе на интернет-ресурсе Госатомнадзора по ссылке), в том числе ключевые результаты проделанной работы по развитию законодательной и нормативно-правовой базы, формированию системы управления радиоактивными отходами и ее научно-техническому обеспечению, совершенствованию инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности и ее компонентов, укреплению кадрового потенциала и другим направлениям.

Особое внимание будет уделено сотрудничеству с МАГАТЭ и другими международными организациями на этапах строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации Белорусской АЭС, а также в рамках планируемого проекта по сооружению пункта захоронения радиоактивных отходов. Белорусская делегация представит области, в которых был достигнут прогресс в выполнении обязательств по конвенции, поделится лучшими практиками и обозначит текущие задачи.

Объединенная конвенция в Республике Беларусь распространяется на вопросы безопасности при обращении с РАО и ОЯТ, образующихся в процессе эксплуатации Белорусской АЭС; безопасности обращения с РАО, образовавшимися или образующимися при использовании радиоактивных материалов в промышленности, медицине, научных исследованиях, образовании, других отраслях экономики на территории Республики Беларусь; безопасности при обращении с изъятыми из употребления закрытыми радионуклидными источниками; безопасности ПХРО, размещенных на территории Республики Беларусь в местах бывшей дислокации воинских частей СССР; безопасности обращения с РАО, образующимися в результате работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Участию белорусской делегации в восьмом обзорном совещании сторон Объединенной конвенции предшествовала масштабная подготовительная работа. Помимо подготовки Национального доклада были изучены национальные доклады 28 стран и направлены к ним 225 вопросов. В свою очередь, к Национальному докладу Республики Беларусь поступило 90 вопросов от 15 стран и международных организаций.

В Подробнее приведена общая краткая информация об Объединенной конвенции и обзорном совещании, а также перечень организаций и установок Республики Беларусь по обращению с отработавшим топливом и радиоактивными отходами.

Объединенная конвенция является единственным юридически обязывающим международно-правовым документом, регулирующим вопросы безопасности при обращении с отработавшим топливом и радиоактивными отходами. Она устанавливает обязательства для стран-участниц по обеспечению безопасного управления этими материалами на всех этапах их жизненного цикла.

Объединенная конвенция была принята 5 сентября 1997 года на дипломатической конференции, созванной МАГАТЭ в Вене. Она была открыта для подписания 29 сентября 1997 года и вступила в силу 18 июня 2001 года. На момент октября 2023 года сторонами Конвенции являются 87 государств и Евратом. Республика Беларусь присоединилась к этому международному договору 24 февраля 2003 года и с тех пор активно участвует во всех его обзорных совещаниях

Объединенная конвенция преследует следующие ключевые цели: достижение и поддержание высокого уровня безопасности обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами во всем мире путем укрепления национальных мер и международного сотрудничества, включая техническое сотрудничество; обеспечение эффективной защиты на всех этапах обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами для защиты отдельных лиц, общества и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения как в настоящем, так и в будущем; предотвращение аварий с радиологическими последствиями и смягчение их последствий в случае возникновения на любой стадии обращения.

Сфера применения Объединенной конвенции охватывает следующие аспекты: отработавшее топливо, образующееся в результате эксплуатации гражданских ядерных реакторов; радиоактивные отходы, возникающие в результате гражданских применений; отходы, образующиеся при добыче и обогащении урановой руды; выбросы, происходящие в ходе регулируемой деятельности; особые положения, касающиеся изъятых из употребления закрытых источников излучения.

Каждые три года организуется процесс экспертной оценки, в рамках которого договаривающиеся стороны представляют национальные доклады о выполнении своих обязательств по Конвенции. Эти доклады размещаются в защищенной базе данных с ограниченным доступом, где другие стороны могут задавать вопросы и получать разъяснения в письменной форме.

Процесс экспертной оценки включает несколько этапов: организационное совещание за 12 месяцев до основного события, подготовка национальных докладов за 7 месяцев, сбор вопросов и замечаний в течение 3 месяцев, предоставление письменных ответов за 1 месяц и, наконец, проведение совещания по рассмотрению, которое длится 2 недели. В ходе совещания проводятся пленарные заседания, заседания групп стран, тематические заседания, а также обсуждаются доклады рабочей группы открытого состава, докладчиков и Секретариата. Завершается совещание итоговым докладом и докладом Председателя.

Активный обмен информацией в ходе совещаний по рассмотрению особенно полезен для стран, которые не имеют достаточных экспертных ресурсов для обеспечения безопасности обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами. Экспертная оценка также важна для стран с развитыми ядерными программами, так как позволяет независимо и объективно оценить национальную практику обеспечения безопасности.

На сегодняшний день в Республике Беларусь действуют следующие организации и установки по обращению с отработавшим топливом и радиоактивными отходами:

Белорусская АЭС. По состоянию на 1 августа 2024 г. в бассейне выдержки энергоблока № 1 БелАЭС размещается 90 ОТВС общей массой 67081 кг).

Государственное предприятие «БелРАО». Предусматривает осуществление централизованного сбора и перевозки РАО; проведение научно-изыскательских работ по выбору альтернативных площадок размещения ПЗРО; проектирование ПЗРО и сопутствующей инфраструктуры по переработке РАО; сооружение ПЗРО и развитие соответствующей инфраструктуры по переработке РАО; эксплуатация ПЗРО; закрытие ПЗРО и наблюдение за ним после закрытия в соответствии с регулирующими требованиями. На момент подготовки восьмого Национального доклада ГП «БелРАО» не имеет специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.

Специализированное предприятие по обращению с радиоактивными отходами УП «Экорес». Выполнет функции по сбору РАО и эксплуатации ПХРО. Ежегодно спецпредприятие УП «Экорес» принимает до 10 тонн ТРО и до 3 тыс. отработавших свой ресурс закрытых радионуклидных источников. Информация о количестве ТРО и отработавших закрытых радионуклидных источников, поступивших на спецпредприятие УП «Экорес» за период с 2021 по 2023 гг., представлена в приложении 1 Восьмого нацдоклада.

Система обращения с РАО Белорусской АЭС. Предназначена для сбора, переработки (в том числе кондиционирования), перевозки (перемещения) и хранения РАО, образующихся в процессе эксплуатации энергоблоков. Информация о количестве ТРО, размещенных на хранение в хранилище РАО Белорусской АЭС за период с 2021 по 2023 гг., представлена в приложении 2 Восьмого нацдоклада.

Установка по переработке ЖРО Государственного научного учреждения «ОИЭЯИ – Сосны». Предназначена для переработки ЖРО, образовавшихся в результате исследовательской деятельности. Переработке на установке подлежат также НАО и САО. В емкостях временного хранилища установки по переработке ЖРО по состоянию на 1 февраля 2024 г. ЖРО нет.

Пункты захоронения отходов дезактивации.

  • ПЗОД-I (специальное инженерное сооружение, предназначенное для захоронения отходов дезактивации с удельной активностью Cs-137 от 100 кБк/кг и выше). В настоящее время в Республике Беларусь имеется один ПЗОД подобного типа – «Хатки». В 1991 году было захоронено 3 088 тонн радиоактивных биологических отходов. Общая активность отходов на момент захоронения составляла 74,5×10^10 Бк (20,14 Ки).
  • ПЗОД-II (инженерное сооружение для приповерхностного захоронения отходов дезактивации с удельной активностью содержания Cs-137 от 1,0 кБк/кг до 100 кБк/кг). Существует 9 пунктов захоронения такого типа: в Могилевской области – 4, в Гомельской – 4, в Брестской – 1. Обобщенные данные по инвентаризации на ПЗОД второй категории отходов дезактивации чернобыльского происхождения, приведены в приложении 3 Восьмого нацдоклада.
  • ПЗОД-III (организованные в первоначальный послеаварийный период приповерхностные пункты хранения отходов дезактивации, выполненные, как правило, без проектов и без учета гидрогеологических ограничений, требующие дополнительных мероприятий по инженерному обустройству и контролю за их состоянием и воздействием на окружающую среду). Существует 76 ПЗОД-III.

    Сбор, транспортировку и захоронение отходов, образующихся в результате очистки территории, а также обустройство, содержание и радиационный контроль ПЗОД осуществляют специализированные предприятия: «Полесье», «Радон».

    По состоянию на 2024 г. в Республике Беларусь имеется 86 ПЗОД, в том числе: в Брестской области – 3 ПЗОД (ПЗОД-II – 1, ПЗОД-III – 2); в Гомельской области – 79 ПЗОД (ПЗОД-I – 1, ПЗОД-II – 4, ПЗОД-III – 74); в Могилевской области – 4 ПЗОД-II.

Пункты хранения радиоактивных отходов в местах бывшего расположения воинских частей СССР. Единственным на данный момент в Республике Беларусь ПХРО, расположенном в местах бывшей дислокации воинских частей СССР, является объект «Гомель-30».

Sign In