2024-04-22
Об искусственном интеллекте и его роли в физике частиц и астрофизике

30 ноября 2022 года компания OpenAI из Кремниевой долины запустила свой чатбот ChatGPT, работающий на основе искусственного интеллекта. Для обывателя в одночасье искусственный интеллект превратился из научно-фантастической идеи в нечто, что может попробовать каждый, у кого есть подключение к Интернету. ChatGPT можно было использовать бесплатно, и он отвечал на запросы достаточно естественно, как будто бы это делал человек. После запуска чатбота мировые поисковые запросы Google по термину "искусственный интеллект" начали крутой подъем, который, похоже, до сих пор не достиг своего пика.

Физики были одними из самых первых разработчиков технологий, которые сегодня принято называть "ИИ", новаторами в их внедрении. Физики, работающие в области элементарных частиц и астрофизики, оперируют огромными массивами данных и нуждаются в их эффективном анализе. Это как раз те люди, которым выгодна автоматизация, обеспечиваемая ИИ.

Поэтому журналисты Symmetry, онлайн-журнала о физике частиц и астрофизике, решили изучить эту тему и опубликовать серию статей об искусственном интеллекте. Они рассмотрят различные формы искусственного интеллекта, методы, с помощью которых эта технология помогла науке (и наоборот), и то, как ученые используют искусственный интеллект для развития экспериментальной и теоретической физики, например, для улучшения работы ускорителей частиц и телескопов, а также для обучения следующего поколения студентов-физиков. Результаты этого исследования можно будет увидеть в Symmetry в ближайшие недели.

Не стоит ожидать, что вы увидите материал, написанный искусственным интеллектом. ChatGPT - это удивительное технологическое достижение, но это не автор научных или научно-популярных статей. Такая большая языковая модель, как ChatGPT, может обобщить информацию, которая уже была опубликована, но она не может сообщить вам ничего, что отсутствует в ее обучающем наборе данных. ChatGPT может заполнить пробелы в своих знаниях правдоподобными комбинациями слов, но эти слова не обязательно будут отражать истину.

Автоматизация, в том числе при помощи искусственного интеллекта, оказалась чрезвычайно полезной для писателей. Поисковая система может помочь журналисту найти справочную информацию и источники. Переводчик поможет уловить суть статьи, опубликованной на другом языке. Проверка орфографии может обратить внимание автора на слова, которые следует подвергнуть дополнительной проверке. А программа для чтения текста поможет заметить ошибки и некорректные фразы, которые можно было бы пропустить при беглом чтении.

Но побудить ChatGPT написать статью - значит пропустить два важных процесса.

Первый процесс - это подготовка материала, в ходе которой статья начинает обретать форму. Репортаж предполагает получение новой информации - в том числе еще не опубликованной, которая может даже противоречить тому, что, как вам кажется, вы уже знаете. Он включает в себя общение с людьми, как для установления соответствия с вашими источниками, так и для представления потребностей вашей аудитории.

Второй процесс - непосредственно написание текста. В ходе этого процесса происходит окончательное формирование статьи. Писать - это гораздо больше, чем просто излагать факты на странице. Писать - значит думать. В процессе написания вы устанавливаете связи между своими идеями и придумываете новые, выясняете, какие из ваших предположений выдерживают проверку на прочность.

Когда за этими двумя шагами в статье не стоит человек, это видно. ИИ может создать нечто, напоминающее вдумчивую работу, на которой он обучался, но ИИ не производит никаких собственных мыслей.

Статьи в Symmetry и иллюстрации, которые их сопровождают, - результат глубокой работы, обдуманных размышлений и реального сотрудничества людей. Как сказал один из сотрудников на встрече, посвященной этой серии, статья, которую мог бы написать искусственный интеллект, не была бы статьей Symmetry.

Но если ИИ нельзя доверить написание научной статьи, то почему ему можно доверить физику?

symmetry.jpg23695image/jpeg2024-04-22 07:35:41

На той же встрече, посвященной серии ИИ, многие из журналистов, создателей Symmetry, обсуждали этот вопрос. Дело в том, что ИИ - это инструмент, точнее, набор инструментов. Инструменты можно использовать, и ими можно злоупотреблять. Чтобы люди могли принимать правильные решения об использовании того или иного инструмента, они должны знать, как он работает, насколько хорошо он справляется со своей задачей и как он влияет на окружающий мир.

Ученые уже несколько десятилетий думают о том, как использовать искусственный интеллект. Они используют машинное обучение, чтобы научить алгоритмы сортировать данные и классифицировать столкновения частиц или изображения звезд. Они обучают ИИ выявлять признаки того, что пучок частиц вот-вот потеряет фокусировку в ускорителе, и определять, как лучше удовлетворить многочисленные запросы на наблюдения в одном телескопе. Они используют машинное обучение как высокотехнологичный калькулятор для решения задач с таким большим количеством факторов, которые может обработать только суперкомпьютер. Достижения в области ИИ расширяют границы возможного в физике частиц и астрофизике.

И в каждом из этих случаев размышлениями занимаются ученые. Экспериментаторы должны определить, какие данные нужно проанализировать, а получив результаты анализа, они должны понять, что они означают. Операторы ускорителя частиц или телескопа должны оценить предложения ИИ, чтобы определить правильный курс действий. Теоретики должны провести свои расчеты, а затем интерпретировать результаты.

В конечном итоге наука призвана расширить наши знания о Вселенной. В этой серии будет рассказано о том, как ученые разрабатывают и используют ИИ для этих целей. Но во время чтения не забывайте, что ИИ - это набор инструментов. Даже при использовании самых лучших инструментов для создания чего-то нового требуется глубокая работа, обдуманные действия и реальное сотрудничество людей.