BelNET logo

Belarusian Nuclear Education and Training Portal - BelNET

eng

rus

Material of portal nuclear knowledge BelNET
article / document resource request "4713"
2024-02-23
CERN70: Первое открытие

Через несколько месяцев после ввода в эксплуатацию первого ускорителя ЦЕРН - синхроциклотрона (SC) - был запущен первый эксперимент. В то время слабые взаимодействия были одной из самых горячо обсуждаемых тем в физике высоких энергий. Ученые были озадачены, например, распадом пиона. Тогда уже было известно, что эта частица распадается на две другие частицы: мюон и нейтрино. Согласно теории, пион также должен был распадаться на электрон и нейтрино, но такой тип распада не был обнаружен.

В августе 1958 года на синхроциклотроне ЦЕРН Тито Фаццини, Джузеппе Фидекаро, Алек Меррисон, Гельмут Пауль и Элвин Толлеструп впервые наблюдали этот распад со скоростью, согласующейся с предсказаниями теории слабого взаимодействия. Это было первое крупное открытие ЦЕРНа.

Воспоминания.

Джузеппе Фидекаро приехал в Женеву в 1956 году, проведя до этого два года на синхроциклотроне Ливерпульского университета. Он был одним из небольшой группы физиков, которые провели первый эксперимент в ЦЕРНе и получили результаты, прославившие лабораторию на весь мир.

"Основная идея эксперимента заключалась в том, что пучок пионов должен был тормозиться в сцинтилляционном счетчике. Наша экспериментальная установка представляла собой трубку, состоящую из сэндвича графитовых пластин и сцинтилляционных счетчиков. Выходные сигналы выводились на экран высокоскоростного осциллографа и фотографировались на непрерывно движущуюся пленку. По регистрируемому сигналу можно было определить распад пиона. Для своего времени это был довольно сложный и изощренный прибор с двенадцатью счетчиками!

В августе 1958 года мы наконец-то получили пучок к нашей установке. После нескольких проверок мы перешли к изменению толщины мишени трубки. Тонкая мишень просто давала сигнатуры распада мюонов и нейтрино. Когда мы вставили последнюю графитовую пластину, мы не были готовы к тому, что должно было произойти. Тито Фаццини, Алек Меррисон, Хельмут Пол, Элвин Толлеструп и я наблюдали то, что никто в мире до этого не видел: пленка показывала сигнатуры распада электронов и нейтрино. У нас были пион-электронные события! Через несколько дней к нашему эксперименту присоединился Юлиус Эшкин.

1 сентября в Женеве открылась вторая Международная конференция ООН по использованию атомной энергии в мирных целях. Наши результаты не могли быть скрыты от большого количества физиков, журналистов и т.д., приехавших на конференцию со всего мира. Хотя эксперимент еще не был завершен, мы решили представить наши результаты - 40 событий из 124 фотографий с параметрами, согласующимися с теорией, - на специальной сессии конференции в четверг 4 сентября, всего через месяц после получения первого пучка. На следующий день новость облетела весь мир. Впервые местная газета Tribune de Genève сообщила об "Открытии в ЦЕРНе". Наша первая статья была принята к публикации через неделю, а окончательный вариант появился в июле 1959 года.

В этом эксперименте были и другие открытия. Программа, написанная для нового компьютера Mercury, предназначенного для определения эффективности нашей аппаратуры, стала первой программой "Монте-Карло" - основанной на случайном моделировании - написанной для эксперимента в ЦЕРНе. Вместе с Ивом Гольдшмидтом-Клермоном и Норманом Липманом мы также смогли измерить среднее время жизни пиона с повышенной точностью. Для этого мы использовали первый разработанный в ЦЕРНе прибор для оценки фотографий, IEP, который, пока мы ждали снимков из пузырьковой камеры, позволил нам оценить 10 000 событий, зарегистрированных нашим аппаратом".

Это интервью взято из книги "Бесконечный ЦЕРН", изданной в 2004 году в честь 50-летия ЦЕРН.

Download:
CERN 70.jpg56302image/jpeg2024-01-29 07:56:23
Sign In