В этот день, 11 февраля, 125 лет назад...

Leo Scilard
Лео Силард
2023-02-11

В этот день, 11 февраля 1898 года родился Лео Силард - выдающийся физик-ядерщик.

В 1926 году он совместно с Альбертом Эйнштейном он предложил вариант конструкции абсорбционного холодильника. В 1929 году заполнил патент на идею циклотрона.

Вместе с Энрико Ферми определил критическую массу 235U и принял участие в создании первого ядерного реактора. Предложил использовать графит как замедлитель нейтронов. Занимался расчётами критической массы урана и управлением ядерным цепным процессом. Предложил использовать гетерогенные системы, указал на возможность деления на быстрых нейтронах.

Изучал регуляцию клеточного метаболизма, образование антител, процессы старения и функционирования центральной нервной системы, молекулярные основы человеческой памяти.

В 1934 году он предложил принцип автофазировки, лежащий в основе технологии современных ускорителей и обосновал возможность цепной реакции деления (в 1935 году он получил британский патент) и совместно с Томасом Чалмерсом обнаружил эффект разрушения химической связи под действием нейтронов, который получил известность как эффект Силарда — Чалмерса.

Также с Чалмерсом они обнаружили изомеры у искусственно созданных радиоактивных элементов, открыли фотоэмиссию медленных нейтронов у бериллия. Их пионерские исследования в области фотоэмиссии нейтронов позволили разработать метод различения медленных и быстрых нейтронов, излучаемых при ядерном распаде (это критически важная характеристика цепной реакции).

В 1939 году Лео Силард, Юджин Вигнер и Эдвард Теллер обратились к Эйнштейну с просьбой сообщить президенту США Ф. Рузвельту о возможности создания чрезвычайно мощных бомб на основе новейших разработок в ядерной физике и о необходимости государственного финансирования исследований цепной ядерной реакции.

В июле 1939 года в Колумбийском университете Силард совместно с Вальтером Зинном изучал испускание нейтронов при делении ядер и предположил возможность самоподдерживающейся ядерной реакции в системе уран—графит. В 1941 году при минимальной государственной поддержке лично организовал промышленное производство чистого графита и урана, необходимого для реактора.

2 декабря 1942 года Силард и Ферми запустили цепную ядерную реакцию в Чикагском университете. В 1944 году они подали заявку на патент, права на который в 1955 году передали Комиссии по атомной энергии США. В 1942—1946 годах как сотрудник Металлургической лаборатории Чикагского университета принимал участие в Манхэттенском проекте.

Atomic bomb
Картинка с сайта Pixabay

Лео Силард всю жизнь задавался моральной дилеммой «может ли наука служить инструментом политики», и в итоге он стал одним из основателей современного антивоенного движения ученых. Его неоднократные петиции к президентам США (Рузвельту, Трумэну) не повлияли на решение об атомной бомбардировке Японии, после которой Силард пребывал в тягостных раздумьях как причастный к ужасным жертвам. В дальнейшем он посвятил всю остававшуюся жизнь борьбе за мир и за передачу контроля над ядерной энергией от военных к гражданской администрации.

Больше информации о жизни и деятельности Лео Силарда можно найти на сайте Leo Szilard Online.

calendar-660670_960_720.jpg141937image/jpeg2022-12-22 13:19:56