2021-11-29
Новости LANL - Детальное изучение экзотического элемента калифорния
На сайте Лос-Аламосской национальной лаборатории (LANL) опубликована интересная статья "Exotic element, californium, explored in detail" - "Экзотический элемент калифорний детально изучен".
Итак, проведенное учеными LANL сложное исследование выявило структуру, тенденции связывания и реактивность элемента.
В новой работе Лос-Аламосской национальной лаборатории, опубликованной в журнале Nature, сообщается о первых структурных характеристиках связи калифорний-углерод в молекуле. Такой анализ позволяет ученым оценивать периодические тенденции реактивности и связывания в загадочном элементе.
Калифорний имеет научную привлекательность из-за своего экзотического места в периодической таблице. Однако из-за нехватки хорошо изученных молекул ученым приходится тестировать и расширять известные пределы химической связи и электронной структуры для элемента, который в значительной степени ускользает от такого определения.
Металлоорганические молекулы оказались основой для понимания химических свойств многих металлов. Проведение металлоорганических исследований калифорния позволяет провести беспрецедентное сравнение с более ранними, более доступными химическими соединениями актинидов, такими как торий и уран, и тяжелыми аналогами лантаноидов. Посредством этих параллельных сравнений ученые могут начать оценивать периодические тенденции реактивности и связывания, которые десятилетиями оставались недосягаемыми.
Калифорний - самый тяжелый элемент, который, хотя и очень дефицитный, но доступен в миллиграммах - достаточных, чтобы проводить классическую синтетическую химию, то есть выделять молекулы в чистую монокристаллическую форму, определять их структуру (как атомы в молекуле расположены в пространстве и связаны друг с другом), а также получать спектроскопические данные, которые в сочетании с квантово-механическими расчетами дают информацию о распределении и свойствах электронов в молекулах.
Синтез проводился с 2 миллиграммами калифорния. Небольшие масштабы обусловлены его радиационной опасностью. Эти экспериментальные данные о калифорнии обеспечили основу для компьютерного моделирования для оценки тонких связей и различий в электронной структуре в молекулах калифорния по сравнению с тяжелыми лантаноидами аналогичного размера, а также более легкими актинидами.
Учитывая значительную радиационную опасность изученного изотопа Cf-249, эксперименты были очень сложными с точки зрения логистики и должны были быть тщательно спланированы. Учитывая, что очень немногие молекулы калифорния когда-либо были структурно охарактеризованы, калифорнийорганическое соединение (калифорний, связанный с атомами углерода), описанное здесь, позволяет оценить реакционную способность и тенденции связывания глубоко в ряду актинидов и представляет собой границу изолируемых молекул в периодической таблице.
Полностью статью можно прочесть здесь.
Ссылка на оригинальную статью в журнале Nature:
Goodwin C.A.P. et al. Isolation and characterization of a californium metallocene, Nature, Nov. 17, 2021 online, print date Nov. 18, 2021.
aLANL-logo.jpg11857image/jpeg2020-05-22 16:59:15