Новости палеонтологии и Европейского центра синхротронного излучения: Ранние динозавры были общительными
2021-10-29
На сайте Европейского центра синхротронного излучения (European Synchrotron Radiation Facility - ESRF), находящегося в Гренобле (Франция), опубликована интересная статья "Early dinosaurs were sociable" - "Ранние динозавры были общительными".
Недавние исследования обширного участка окаменелостей в Патагонии показали, что некоторые из самых ранних динозавров жили стадами. Эта информация предполагает, что такое поведение могло быть одним из ключей к успеху динозавров. Обнаружение в ESRF эмбрионов одного и того же вида внутри окаменелых яиц подтвердило полученные результаты.
Предыдущие исследования показывали, что некоторые динозавры, существовавшие на последнем этапе эры динозавров (меловой период), жили стадами. Однако главный нерешенный вопрос заключался в том, когда и как это поведение появилось в их эволюционной истории.
В начале 2000-х годов в Патагонии (Аргентина) международная группа ученых обнаружила гнездовье динозавров возрастом 190 миллионов лет, в котором также находились молодые скелеты Mussaurus patagonicus, примитивного травоядного динозавра-зауроподоморфа (предшественника больших длинношеих динозавров). Такое сохранившееся место должно было предоставить ученым много информации о том, как жили ранние динозавры.
Одним из элементов, который может пролить свет на то, как раньше жили динозавры, были яйца, найденные в этом месте. Трудно найти ископаемые яйца, а тем более найти ископаемые яйца с эмбрионами внутри, так как для их окаменелости необходимы особые условия.
ESRF, Европейский синхротрон, является идеальным инструментом для исследования таких образцов. Он предоставляет высокоэнергетические рентгеновские лучи, чтобы проникнуть в образец, не разрушая его, и получить полное представление о нем.
После сложного путешествия из Аргентины (не каждый день кто-то переносит яйца динозавров в ручной клади в авиаперелете между континентами), в ESRF были доставлены 30 из более чем 100 яиц, найденных на месте. Сканирование рентгеновским излучением яиц велось круглосуточно в течение 4 дней. В результате такая проведенная компьютерная томография с высоким разрешением выявила окаменевшие эмбрионы муссавра в некоторых из яиц и показала, что все это окаменелости принадлежат к месту совместного размножения одного вида динозавров.
Дальнейшие подробности см. здесь.
Результаты опубликованы в журнале Scientific Reports:
Pol, D., Mancuso, A.C., Smith, R.M.H. et al. Earliest evidence of herd-living and age segregation amongst dinosaurs. Sci Rep 11, 20023 (2021). https://doi.org/10.1038/s41598-021-99176-1.
aESRF-logo.png10236image/png2021-10-28 11:00:33