Нобелевская неделя продолжается - "Мария и Пьер Кюри и открытие полония и радия"
2021-10-06
Предлагаем вниманию читателей портала BelNET выдержки из статьи "Marie and Pierre Curie and the discovery of polonium and radium" - "Мария и Пьер Кюри и открытие полония и радия".
Пионерские исследования Мари и Пьера Кюри вспомнились, когда 20 апреля 1995 года их тела были извлечены из места захоронения недалеко от Парижа, и на торжественной церемонии были похоронены под могучим куполом храма. Пантеон. Таким образом, Мария Кюри стала первой женщиной, удостоенной этого почетного знака за свои собственные заслуги.
В конце 19 века в физике был сделан ряд открытий, которые проложили путь к прорыву в современной физике и привели к революционному техническому развитию, которое постоянно меняет нашу повседневную жизнь.
Примерно в 1886 году Генрих Герц экспериментально продемонстрировал существование радиоволн. Говорят, что Герц только недоверчиво улыбался, когда кто-то предсказывал, что его волны однажды облетят Землю. Герц умер в 1894 году в возрасте 37 лет. В сентябре 1895 года Гульельмо Маркони послал первый радиосигнал на расстояние 1,5 км. В 1901 году он пересек Атлантику. Герц не прожил достаточно долго, чтобы испытать далеко идущие положительные эффекты своего великого открытия, и, конечно же, ему не приходилось видеть, как им злоупотребляют в плохих телевизионных программах.
8 ноября 1895 года Вильгельм Конрад Рентген из Вюрцбургского университета открыл новый вид излучения, который он назвал рентгеновскими лучами. Способность излучения проходить сквозь непрозрачный материал, непроницаемый для обычного света, естественно, произвела большое впечатление. 1 января 1896 года он отправил своим коллегам первое сообщение об открытии. «… Und nun ging der Teufel los» («а теперь дьявол был выпущен на свободу»), - писал он. Его открытие очень скоро повлияло на практическую медицину. В физике это привело к ряду новых сенсационных открытий. Когда Анри Беккерель подвергал соли урана воздействию солнечного света, чтобы изучить, может ли новое излучение иметь связь с люминесценцией, он случайно обнаружил - благодаря нескольким дням пасмурной погоды - еще один новый тип спонтанного излучения , которое может проходить через металлическую фольгу и затемнять фотографическую пластинку.
Открытие Беккереля не вызвало особого внимания. Когда примерно через день или около того после своего открытия он проинформировал об этом на заседании l’Académie des Sciences в понедельник, его коллеги вежливо выслушали его, а затем перешли к следующему пункту повестки дня. Это открытие Рентгена и возможности, которые оно открыло, вызвали интерес и энтузиазм исследователей. Сам Беккерель сделал некоторые важные наблюдения, например, что газы, через которые проходят лучи, становятся способными проводить электричество. Мари Кюри решила провести систематическое расследование загадочных «урановых лучей». В ее распоряжении было отличное приспособление - электрометр для измерения слабых электрических токов, который был сконструирован Пьером Кюри и его братом и основывался на пьезоэлектрическом эффекте.
Результаты не заставили себя ждать. Спустя всего несколько дней Мари обнаружила, что торий излучает те же лучи, что и уран. Ее постоянные систематические исследования различных химических соединений дали удивительный результат: сила излучения не зависела от исследуемого соединения. Оно зависело только от количества урана или тория. Химические соединения одного и того же элемента обычно имеют очень разные химические и физические свойства: одно соединение урана представляет собой темный порошок, другое - прозрачный желтый кристалл, но решающим для излучения, которое они испускают, было только количество урана, которое они содержали. Мари пришла к выводу, что способность излучать не зависит от расположения атомов в молекуле, она должна быть связана с внутренней частью самого атома. Это открытие было абсолютно революционным - излучение испускают только уран и торий.
Дальнейшие подробности обязательно см. здесь.
aNobel-logo.jpg14619image/jpeg2020-10-06 11:48:35