2021-06-07
Новости DESY - Установлена теория гамма-всплесков во Вселенной
DESY
На сайте немецкого исследовательского центра DESY (DEUTSCHES ELEKTRONEN-SYNCHROTRON) опубликован интересный материал "Front-row view reveals exceptional cosmic explosion" - "Вид из первого ряда показывает исключительный космический взрыв".
Ученые получили лучший обзор самых ярких взрывов во Вселенной: специализированная обсерватория в Намибии зафиксировала самое мощное излучение и самое длительное послесвечение гамма-излучения так называемого гамма-всплеска (GRB) на сегодняшний день. Наблюдения с помощью стереоскопической системы высоких энергий (H.E.S.S.) ставят под сомнение устоявшееся представление о том, как гамма-лучи производятся в этих колоссальных звездных взрывах, которые являются криком рождения черных дыр, как сообщает международная команда в журнале Science.
Гамма-всплески - это яркие рентгеновские и гамма-всплески, наблюдаемые в небе и излучаемые удаленными внегалактическими источниками. Это самые большие взрывы во Вселенной, связанные с превращением быстро вращающейся массивной звезды в черную дыру. Часть высвободившейся гравитационной энергии способствует образованию ультрарелятивистской взрывной волны. Их излучение делится на две отдельные фазы: начальная фаза хаотической быстрой реакции, длившаяся десятки секунд, за которой следует длительная, плавно затухающая фаза послесвечения.
29 августа 2019 года спутники Ферми и Свифт зарегистрировали гамма-всплеск в созвездии Эридана. Событие, занесенное в каталог как GRB 190829A в соответствии с датой его возникновения, оказалось одним из ближайших наблюдаемых до сих пор гамма-всплесков на расстоянии около одного миллиарда световых лет. Для сравнения: типичный всплеск гамма-излучения находится на расстоянии около 20 миллиардов световых лет.
Сравнительно небольшое расстояние до этого гамма-всплеска позволило детально измерить спектр послесвечения, который представляет собой распределение «цветов» или энергий фотонов излучения в диапазоне очень высоких энергий. Поэтому ученые смогли определить спектр GRB 190829A до энергии 3,3 тераэлектронвольт, что примерно в триллион раз больше энергии, чем у фотонов видимого света. Это то, что так необычно в этом гамма-всплеске - он произошел на нашем космическом заднем дворе, где фотоны очень высоких энергий не поглощались в столкновениях с фоновым светом на пути к Земле, как это происходит на больших расстояниях в космосе.
Все подробности, включая зрелищные фото и видео, см. здесь.

Reference:
Revealing x-ray and gamma ray temporal and spectral similarities in the GRB 190829A afterglow; H.E.S.S. collaboration; Science, 2021; DOI: 10.1126/science.abe8560.
aDESY_logo.jpg44848image/jpeg2020-05-07 13:52:10