Контрольные вопросы и задания Барткевич А.Р.
- Какое электромагнитное излучение относят к
-излучению? Исходя из частотного диапазона -квантов, рассчитайте их энергии.
- Получите соотношение, связывающее энергию и импульс фотона.
- Что называется фотоэффектом на атомах вещества? Какие значения может принимать кинетическая энергия фотоэлектронов?
- Докажите, что свободный электрон не может поглотить или испустить
-квант.
- Что представляет собой спектр фотоэлектронов в случае монохроматического
-излучения?
- Как вы думаете, почему при
наиболее вероятно вырывание электронов из K-слоя?
- Изобразите энергетическую зависимость эффективного сечения фотоэффекта. Качественно объясните ход этой зависимости.
- Схематично изобразите спектр фотоэлектронов для
-излучения с двумя линиями и одинаковой интенсивности. Рассмотрите случай .
- Всегда ли среднее число фотоэлектронов, выбитых
-квантами с энергией , больше количества фотоэлектронов, возникших при облучении -излучением той же интенсивности, но энергии ? Ответ обоснуйте.
- Качественно обоснуйте зависимость эффективного сечения фотоэффекта от порядкового номера элементов вещества.
- Изобразите спектры фотоэлектронов, возникающих при облучении монохроматическим
-излучением с энергией МэВ МэВ веществ с различным : .
- Что называется эффектом Комптона? Перечислите основные закономерности этого явления.
- Кратко опишите основы фотонной теории комптоновского рассеяния.
- Может ли эффект Комптона получить объяснение в рамках классической электродинамики? Ответ обоснуйте.
- Что называется комптоновским смещением? Чему оно равно? Проанализируйте зависимость комптоновского смещения от характеристик рассеивающего вещества и падающего излучения.
- С чем связана независимость изменения длины волны фотона при комптоновском рассеянии от характеристик вещества облучаемого тела?
- Что такое комптоновская длина волны электрона (или другой частицы)? В чем заключается ее физический смысл?
- Докажите, что при комптоновском рассеянии на свободном, первоначально покоившемся электроне среды фотон не может передать ему всю свою энергию.
- Каково происхождение несмещенной компоненты в рассеянном излучении?
- Почему с увеличением угла рассеяния излучения интенсивность его смещенной компоненты увеличивается?
- Как зависит интенсивность смещенной компоненты рассеянного излучения от атомного номера рассеивающего вещества?
- В каком случае свободный, первоначально покоящийся электрон при комптоновском рассеянии получает максимально возможную кинетическую энергию? Чему она равна?
- Схематично изобразите спектр комптоновских электронов, возникающих при облучении некоторого вещества монохроматическим
-излучением.
- Качественно изобразите спектр комптоновских электронов для двух линий
-излучения . На рисунке обязательно
обозначьте энергии первичных -квантов.
- Охарактеризуйте зависимость эффективного сечения комптоновского рассеяния от характеристик вещества и энергии
-квантов.
- Как изменяется площадь "комптоновского хвоста" в спектре электронов, возникающих при прохождении моноэнергетических
-квантов через вещество, при увеличении энергии падающего излучения? Ответ обоснуйте.
- Нарисуйте и опишите спектр вторичных электронов, возникающих при прохождении моноэнергетических
-квантов через вещество с энергией, меньшей ( – масса покоя электрона).
- Как соотносятся между собой общее число фото- и комптоновских электронов при увеличении энергии
-квантов? Ответ обоснуйте.
- Что понимается под термином "пара электрон-позитрон"? Перечислите основные характеристики позитрона.
- Докажите, что фотон в вакууме не может породить электрон-позитронную пару.
- Символически запишите процесс образования электрон-позитронных пар при взаимодействии
-излучения с веществом. Т.е. запишите символы, обозначающие частицы до взаимодействия, разделяя их знаком "+", после стрелки справа запишите символы частиц после взаимодействия.
- Кратко опишите процесс взаимодействия
-квантов с веществом, сопровождающийся образованием электрон-позитронных пар.
- Запишите закон сохранения энергии процесса образования электрон-позитронной пары
-квантом в веществе. Докажите, что это
пороговый процесс.
- Охарактеризуйте зависимость эффективного сечения образования электрон-позитронной пары в поле ядра от энергии
-кванта и вещества.
- Запишите закон ослабления параллельного моноэнергетического пучка
-квантов в веществе. За счет каких процессов -кванты выбывают из пучка?
- Верно ли, что величина
в законе ослабления параллельного монохроматического пучка -квантов есть число -квантов, прошедших слой вещества, толщины ? Или же это число -квантов, сохранивших первоначальное направление? А может, это число -квантов, вылетевших из рассматриваемого слоя с первоначальной энергией? Ответ обоснуйте.
- Гамма-кванты с какими энергиями могут наблюдаться после прохождения монохроматического пучка
-квантов через вещество?
- Предложите способ экспериментального определения интенсивности узкого параллельного монохроматического пучка
-квантов, прошедших некоторый слой без взаимодействия.
- Что называется линейным коэффициентом ослабления
-квантов в веществе? Каков физический смысл этой величины? От каких характеристик среды и падающих -квантов зависит линейный коэффициент ослабления?
- Что называется массовым коэффициентом ослабления
-квантов в веществе? От каких характеристик вещества и -квантов зависит эта величина?
- Чему равна вероятность того, что
-квант падающего моноэнергетического параллельного пучка не испытает взаимодействия /
провзаимодействует в веществе толщиной ?
- Чему равна вероятность взаимодействия
-кванта параллельного монохроматического пучка в слое вещества на глубине ?
- Как полное сечение взаимодействия
-квантов с веществом зависит от их энергии? А от характеристик вещества?
- Качественно изобразите зависимость интенсивности параллельного монохроматического пучка
-квантов на выходе из поглотителя от
энергии -квантов .
- Опишите (или нарисуйте) и обоснуйте зависимость линейного коэффициента ослабления от энергии
-квантов.
>>Примеры решения задач. Задача 1
Теоретическая часть. Ослабление параллельного моноэнергетического пучка гамма-квантов <<
|