2021-04-02
Новости МАГАТЭ- Новые данные о сечениях первичных радиационных повреждений - подробности
IAEA
На сайте МАГАТЭ доступны новые данные о том, как химические элементы реагируют на облучение ("New Data on How Chemical Elements React to Irradiation Available").
МАГАТЭ разработало новые теоретические расчетные модели того, как первичное излучение влияет на все 83 природных химических элемента, и разместило эту информацию в Интернете. Эти расчеты могут помочь специалистам создавать более прочные и устойчивые материалы для использования в областях, где материалы могут подвергаться воздействию радиации, в том числе в ядерной промышленности, медицине, биологии, термоядерном синтезе и космических технологиях.
Химические элементы, состоящие из атомов, различаются по количеству протонов, нейтронов и электронов. Они отвечают за их физические и химические свойства, в том числе за то, как они реагируют на излучение. В зависимости от состава материалы по-разному подвержены воздействию излучения. Они обнаруживают различные виды дефектов после первоначального атомного смещения, вызванного высокоэнергетической частицей. Изучение этого так называемого первичного повреждения является ключом к пониманию любого вида радиационных эффектов.
Знание того, как химические элементы в определенном материале реагируют на излучение, поможет специалистам улучшить сопротивление этих материалов, изменив их состав. Эта информация особенно полезна для улучшения материалов, используемых в ядерных реакторах, исследовательских реакторах, ускорителях и будущих термоядерных реакторах. Радиационное повреждение материалов является ключевым параметром, который играет важную роль в продолжительности жизни и безопасной и надежной эксплуатации ядерных объектов.
Новые расчетные модели были разработаны в рамках недавно завершенного проекта координированных исследований МАГАТЭ, в котором участвовали физики-теоретики и экспериментаторы, а также инженеры из 19 различных институтов из 14 стран. Новые модели предлагают стандартные меры для количественной оценки радиационного ущерба, обеспечивая более точные результаты, чем текущий международный стандарт, модель смещения Норгетта-Робинсона-Торренса на атом (NRT-dpa), которая повсеместно используется с 1975 года. Хотя NRT-dpa Модель полезна для корреляции многих явлений радиационного повреждения, она продемонстрировала некоторые ограничения. Модель не обеспечивает точных расчетов, когда конструкция реактора сделана из материала, отличного от железа, и когда энергия нейтронов превышает 2 МэВ, что имеет место в большинстве современных приложений.
Новые модели МАГАТЭ помогают более точно рассчитать возможное радиационное повреждение более хрупких и радиационно-чувствительных материалов, таких как кремний, и уже используются для создания прототипов термоядерных материалов и космической техники.
Новые данные могут помочь экспертам изучить как стандартные, так и новые приложения. Обзор теории и результатов CRP, опубликованный в European Physical Journal, описывает новейшие методологии и показатели, а также дает рекомендации по стандартным и новым подходам.
Полностью материал, размещенный на сайте МАГАТЭ, можно прочитать здесь.
aIAEA-logo.jpg3564image/jpeg2020-05-22 18:21:42